Красочно
(и по-персейски).
Оригинал взят у
the_blasted_one в
Записки безумного планетолога, n+1.
В составе Солнечной системы кислорода вдвое больше, чем углерода. В системах, где дела обстоят таким образом, свободного углерода на планетах мало - часть его растворяется в железном ядре, а часть переходит в карбонаты. Поверхность и верхняя литосфера делаются умеренно- или сильноокислительной средой, в которой равновесные степени окисления элементов близки к максимальным (на Марсе, например, хлор переходит в +VII). Но бывает наоборот - что в составе системы углерода больше, чем кислорода, и иногда - намного. На планетарную химию это влияет так сильно, что такое трудно себе представить. Литосфера из графита и алмаза, мощная атмосфера из CO, утопающая в углеводородной жиже поверхность - это только верхушки айсберга: в сильно восстановительной среде очень многие элементы, чье поведение кажется нам единственным возможным и самим собой разумеющимся, ведут себя по-другому. Нам сложно представить себе, что фосфор может быть чем-то иным, кроме фосфатов.
Или вот, например, океан расплавленного натрия!
Как такое может получиться?? Что такое нужно сделать, чтобы натрий вылез из кислородного окружения и стал самородным металлом, да еще жидким?? Может ли такое быть? Может =) (что означает это слово, отдельный вопрос, см. в конце))В общих чертах устройство твердых планет углерод-избыточных систем примерно таково: железное/цементитное ядро, нижняя мантия из силикатов самых активных металлов, верхняя мантия из карбидов и того, что с ними соседствует, литосфера из алмаза и графита, и мощная атмосфера из CO (чем больше кислорода в составе, тем она мощнее), или - у тяжелых планет - из H2 и H2O/CH4 или CO в зависимости от температуры. Соединениям натрия неудобно существовать в таких условиях. Как ни странно, он - все же не самый активный металл (в отличие от Ca/Sr/Ba, Ti/Zr, Al/Ln, и прочих рекордсменов в отбирании кислорода у других соединений), и может восстанавливаться до металла, а поскольку металл легче графита и не реагирует ни с ним, ни тем более - с алмазом, натрий будет выдавливаться на поверхность. Где тут же окислится водородом до NaH. Но у легких и теплых планет у вспышечных звезд может улететь и водород, и CO (причем - углеводороды - тоже исчезнут, разложившись на графит и улетающий водород). Получится что-то вроде известной реакции Na2CO3 + 2 C -> 2 Na + 3 CO, только в планетарном масштабе =))
И тогда натрий останется на поверхности, где и скопятся блистающие океаны в черных берегах, где пурпурный туман Na
2, поднимаясь над низинами, прогретыми до 500
оС ласковым утренним солнцем, поднимается в аргоновое небо, собирается в черные тучи, и они проливаются серебристым ливнем, чтобы сбегающие с гор металлические реки обрушились каскадом навстречу многометровым зеркальным волнам.
Нет, это не натрий-калиевая эвтектика, как было в том ролике, который заставил меня подумать об этом, а потом с отвисшей челюстью осознавать, что вообще-то такое не вполне невероятно)) Калий реагирует с графитом - он не доберется до поверхности. Но и натриевый океан - это тоже неслабо )))
( PS )